Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Родительское собрание "КАК УБЕРЕЧЬ ПОДРОСТКА ОТ НАСИЛИЯ"

Дата: 20 декабря 2023 в 15:15

КАК УБЕРЕЧЬ ПОДРОСТКА ОТ НАСИЛИЯ

Цель: знакомство родителей учащихся с понятием насилия, видами и последствиями насилия, а также рекомендациями, которые позволят уберечь подростка от жестокого обращения и агрессии.

План проведения родительского собрания:

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель объявляет тему родительского собрания и сообщает, что оно будет проводиться в виде лекции. Учитель знакомит родителей с содержанием понятия и предлагает пояснить, почему именно такая форма выбрана для рассмотрения данной темы.

Насилие над ребенком – это любое неслучайное поведение родителей, других взрослых или подростков, выходящее за пределы норм поведения и / или несущее значительный риск физического или психологического ущерба. Такое поведение может быть намеренным или ненамеренным и включать в себя как акты действия (насилие), так и бездействия (пренебрежение).

  1. Целеполагание.

Учитель сообщает цель родительского собрания, при необходимости уточняет ее применительно к конкретной образовательной ситуации. Затем учитель знакомит родителей с планом работы и правилами участия в мероприятии.

  1. Основная часть.

Теоретический материал.

Насилие.

Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

Виды насилия.

Специалисты выделяют четыре основных вида насилия:

1. физическое;

2. психологическое (эмоциональное);

3. сексуальное;

4. неудовлетворение основных жизненных потребностей детей и подростков.

Стоить отметить, что обычно ребенок или подросток подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. При описании смешанных видов насилия принято выделять основной из них или указывать те, которые имеют преобладающий характер. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождают «цепочку» осложнений у современных детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностными проблемами. Теперь давайте рассмотрим более подробно каждый из видов насилия.

1. Физическое насилие – все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.

2. Эмоционально-психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия по отношению к себе, жертве; совершение насилия в отношении детей, родителей, домашних животных; повреждение имущества; контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, прерывание сна, процесса еды, и т. д.

3. Сексуальное насилие – сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку или подростку: сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия; использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения подростка в сексуальную активность; сексуальный контакт, при котором подросток не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды подростка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Признаки насилия над подростком. Совместное определение возможных признаков насилия (в соответствии с перечисленными выше видами).

Субъекты насилия.

Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей:

  • родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
  • близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
  • сверстников или старших детей, знакомых и незнакомых ребенку;
  • педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений (педагоги и воспитатели детских садов, школ, приютов, интернатов для детей-сирот, детских домов, мастера на производстве, тренеры в спортивных секциях и др.);
  • посторонних, наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
  • иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.

Последствия насилия.

Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия. Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью подростка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях подросток бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

Главными последствиями насилия являются:

- низкая самооценка;

- повышенная тревожность;

- агрессия и аутоагрессия;

- неспособность к доверительным отношениям с другими людьми, одиночество;

- частые депрессивные состояния;

- подозрительность и недоверие;

- импульсивность и поведенческие расстройства;

- мысли о самоубийстве;

- чувство вины, пессимизм, негативные установки;

- склонность к зависимости от окружающих;

- эмоциональные проблемы;

- асоциальное поведение;

- неадекватное сексуальное поведение;

- потеря интереса к школе и др.

Еще одно серьезное последствие психологического насилия – то, что ребенок может стать жертвой других видов насилия, в частности, насилия в киберпространстве.

Куда обращаться за помощью в ситуации насилия?

При необходимости можно обращаться за помощью в соответствующие государственные органы и организации, а также к специалистам общественных объединений. На сегодняшний день в нашей стране создана достаточно масштабная система защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия и жестокого обращения. На основании законодательных актов нашей страны такую деятельность ведут разные органы и учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органы образования, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел.

Так, например, Министерством образования Республики Беларусь разработан Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, Министерством внутренних дел Республики Беларусь – Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними и другие документы.

Учреждения образования, помимо помощи в защите прав, оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям, пострадавшим в семье от жестокого обращения и пренебрежения основными жизненными потребностями.

Если ребенок посещает дошкольные учреждения, можно обратиться к работающему там психологу, который поможет родителям наладить отношения со своим ребенком. Если же ребенок ходит в школу, стоит посетить социально-педагогическую и психологическую службу учреждения общего среднего образования.

Социально-педагогический центр, отдел (или управление) образования помогут в том случае, когда ребенок подвергается насилию со стороны педагогов или сверстников. Такие центры есть в каждом районе Минска, в областных и районных центрах Беларуси. Социально-педагогические центры оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям, оказавшимся в тяжелой ситуации, и их родителям, проводят семейные консультации, встречи и занятия по восстановлению детско-родительских отношений, работают с семьями, где имело место жестокое обращение с детьми, и т. д.

Комиссии по делам несовершеннолетних организуют работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, признают несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите; утверждают и контролируют выполнение межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите; обращаются в установленном законодательством порядке в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в защиту иных интересов несовершеннолетних; принимают участие, когда это необходимо, в рассмотрении соответствующими органами, учреждениями и организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, материалов о правонарушениях или иных антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих; посещают несовершеннолетних по месту жительства, работы или учебы, проводят беседы с несовершеннолетними, их родителями или лицами, их заменяющими; проводят прием несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, и иных граждан.

Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и законных интересов детей, осуществляют контроль над условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в соответствующих учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях.

Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОН есть высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые помогают разобраться в сложной ситуации, оказывают экстренную психологическую помощь, проводят консультации по базовым социально-правовым вопросам. Кроме того, при некоторых ТЦСОН организована работа кризисных комнат и отделений, где жертвы насилия могут получить временный приют.

Учреждения здравоохранения оказывают первичную медицинскую помощь и организуют лечение, определяют характер телесных повреждений и фиксируют, где, каким образом и при каких обстоятельствах пострадавшие от насилия получили травмы. Городской клинический детский психоневрологический диспансер г. Минска оказывает психологическую помощь детям – жертвам насилия и их родителям.

Религиозные организации также оказывают помощь в ситуации домашнего насилия. Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой в г.Лида оказывает социальную помощь женщинам (предоставление временного приюта), духовную и психологическую помощь.

Общественные объединения. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать психологическую, социальную, а иногда – и юридическую помощь в ситуации домашнего насилия.

Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети – не для насилия» оказывает помощь и поддержку детям, пострадавшим от насилия, и их родителям.

Номера телефонов для подростков и членов их семей, оказавшихся в ситуации насилия:

● телефон для экстренного вызова милиции: 102;

● телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми: 8-017-218-72-22;

● телефон линии круглосуточной экстренной психологической помощи для детей и подростков: 8-017-246-03-03 и др.

Рекомендации родителям

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..».

13. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

Несколько рекомендаций для установления доверительных отношений с ребенком.

• Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка. Конечно, это хлопотно, о это стоит ваших усилий. В результате ваш ребенок будет доверять вам, и у него появится хорошая привычка: он будет знакомить вас со своими новыми друзьями.

• Старайтесь быть дома к тому моменту, когда ребенок должен вернуться домой.

• Выражайте радость по поводу прихода ребенка домой. Обнимайте ребенка.

• Просите ребенка писать вам письма с рассказом о своих чувствах и переживаниях. И сами пишите такие письма ему.

• Оставляйте ребенку специальные записочки с поручениями и похвалами.

Чтобы понять, проявляете ли вы насилие в отношении
своего ребенка, необходимо сделать следующее:

• Прочитать определения видов насилия и ознакомиться с перечнем его последствий.

• Вспомнить, кто и когда применял к вам хотя бы один из перечисленных видов насилия. Это нужно для понимания того, не действуете ли вы по усвоенной в детстве схеме, которая руководит вашим поведением и сегодня.

• Подумать, какой из видов насилия вы применяли или применяете в настоящее время. Зачастую признать свое поведение недостойным трудно, но это первый шаг к изменениям.

• Осознать, можете ли вы самостоятельно прекратить насильственные действия. В настоящее время есть много возможностей получить квалифицированную помощь (на бесплатной или на платной основе) в центрах, где работают психологи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.